Главное

суббота, 22 апреля 2017 г.

Трехпозиционное описание


Трехпозиционное описание (восприятие)



Краткий конспект

Стратегии входа в позиции.

Трехпозиционное восприятие всегда вызывает много сложностей у начинающих консультантов. На самом деле все просто.

Первая позиция – "Я", как Вы сами себя воспринимаете.

Вторая позиция – когда Вы представляете себя на месте другого человека. Сопереживание

Третья позиция – когда Вы смотрите на первого (себя) и второго человека как третье независимое лицо.  В некоторых школах – муха на стене, камера наблюдения в верхнем углу. Зеркало.


А теперь рассмотрим более подробно.

Первая позиция в лингвистике – Я, мне, меня, мое, и.т.д.

Ассоциированное восприятие  — восприятие окружающего мира и себя самого «здесь и сейчас», из своих собственных глаз, из своего собственного тела.

Простой вопрос, где находятся границы – Я? Того как Вы себя воспринимаете.  Где Вы и где не Вы? (Обсуждение границ Я). В истории становления психологии, Фрейд начал разделять Я на Ид, Эго и Супер Эго. Сознательное, бессознательное. По сути психология 30-х годов это поиск границ между сознательным и бессознательным. В 60-70 годы в психологии появилось новое направление, которое начало разделять разум и тело. Границы между разумом и между телом. С того времени появилось положение, что разум и тело элементы одной системы.

Упражнение. Вы берете в руки яблоко, яблоко ставится Вами? Теперь откусываете, яблоко проходит по пищеводу, попадает в желудок. Яблоко ставится Вами или нет? В какой момент? Где границы? Вы снимаете рубашку, она является частью вас? Опишите. Границы я можно расширять. Например,  Вы сели в машину, границы восприятия Я стали шире. Вы чувствуете свой автомобиль. Я переносимо.

Упражнение. Положите руку таким образом, чтобы ее можно было видеть боковым зрением. Представьте что это не Ваша рука. Просто чья-то другая, чужая. Ощущения есть, но рука чужая. Найдите границу между «не Ваша рука» и восприятия. Границу можно двигать. Фокус внимания.

Вторая позиция – эмпатия. Сопереживание. Предположение на тему, что чувствует другой человек. Позиция для диагностики. Входя во вторую позицию Вы представляете что чувствует человек в данный момент.

  Для качественного восприятия второй позиции необходима качественная калибровка. Умение увидеть происходящее глазами собеседника, способность понять клиента, возможность почувствовать его состояние - все эти предельной важности вещи дарит развитая вторая позиция восприятия. 

Третья позиция – наблюдатель со стороны. Муха на стене. Видеокамера (лучше в форме диссоциаций, в черно белом цвете).

        Диссоциированное восприятие  — восприятие окружающего мира и себя самого «со стороны».
Вы становитесь наблюдателем, без эмоциональных переживаний. При этом Вы можете сенсорно описать, что происходит без вовлеченности. Важные критерии качественной третье позиции – это отсутствие эмоций, ощущений. Данное восприятие неотъемлемая часть профессиональной деятельности многих профессий. Дознаватель, судья, патологоанатом.

Упражнение. Попробуйте какое-то время говорить о себе в третьем лице. Исключите из речи первую позицию (я, мне, мое, и.т.д.). Опишите ваши ощущения.


ассоциация — диссоциация

     Что это такое? Дело в том, что у человека есть два вида воспоминаний. Бывает, мы вспоминаем себя как бы со стороны. Я — это он, который где-то там идет. Это называется диссоциированным восприятием.  Я вижу как со стороны, как через экран. Я здесь, а оно где-то там, не здесь.

Ассоциированное восприятие  — здесь и сейчас. Даже если это воображение. Если здесь я воображаю, что пахнет жареной рыбой и у меня выделяется слюна, это ассоциированное восприятие.

Диссоциирование восприятия — я себе представляю, что когда-то где-то пахнет рыбой, но не здесь и не сейчас. На практике при этом запаха я не чувствую. Это скорее знание. Вообще кинестетика не бывает диссоциированной. Иначе говоря, при ассоциации кинестетика включена в образ. При диссоциации — нет.

     Чаще всего при ассоциированном восприятии человек все вокруг тоже видит— «здесь и сейчас». А при диссоциированном — только в каком-то направлении. Достаточно ограниченном.

Трехпозиционное описание мощный инструмент диагностики для практикующего психолога. Для этого нужна калибровка. В прошлый раз на  тренинге Мы с вами тренировали данный навык. Трехпозиционное описание в какой-то степени тоже навык, уровень которого нужно повышать.  Что важно помнить – в первую и вторую позицию необходимо входить через третью. Это экология.


Практикуйтесь в трехпозиционном восприятии и становитесь лидерами своей жизни!

(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2017/04/blog-post_22.html