Главное

четверг, 8 октября 2015 г.

Структурная модель - Оно, Я и Сверх-Я

Оно, Я и Сверх-Я



Представления Фрейда о бессознательном на протяжении многих лет исследования непрерывно развивались и постепенно оформились в то, что современные психоаналитики называют структурная, или трехкомпонентная, теория психического аппарата, в которой бессознательное, по существу, преобразовано Фрейдом в понятие «Оно».

Первоначально Фрейд выделил в психике несколько уровней:
·       бессознательное
·       предсознательное
·       сознательное

Структурная модель  описывает три системы, или силы: Оно, Я и Сверх-Я (в англоязычной версии – Ид, Эго и Супер-Эго).

Психологическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры. Гармоничное сочетание всех трех систем создает психологически здоровую личность.



Оно  (Ид) – термин, используемый для обозначения той (большей) части психики, которая содержит примитивные желания, импульсы, иррациональные стремления, комбинации «страх – желание» и фантазии. По образному сравнению Фрейда, Оно – это «хаос, котел, наполненный кипящими эмоциями страстями».

Деятельность Оно направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения в соответствии с принципом удовольствия. Оно довербально выражает себя в образах и символах, не имеет понятия о времени, морали, ограничениях или о том, что противоположности не могут сосуществовать. З. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений, шуток и галлюцинаций, первичным процессом мышления. Мы видим, что Фрейдовское понятие Ид в ряде случаев совпадает с понятием бессознательного.

Я  (Эго) – «имя» тех функций, которые позволяют приспосабливаться к требованиям жизни и находить пути, доступные в пределах данной семьи, для управления устремлениями Оно. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро – в детстве, начиная с раннего младенчества. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности  и является колыбелью вторичного процесса мышления  (последовательного, логического, ориентированного на прогнозирование). Таким образом, Я является посредником между требованиями Оно и ограничениями среды. Оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспект. Сознательное Эго – то, что большинство людей понимает под термином «Собственное Я», или «Я», бессознательное Эго включает в себя защитные процессы.

Как правило, Я оказывается слабее Оно, поэтому оно преобразовывает желания в действия так, как будто желания Оно являются его собственными желаниями. Не находящие выхода чувства становятся источником внутреннего напряжения, требующего разрядки и ощущаемого как тревога. В структурной модели Фрейд определял тревогу как специфическое состояние неудовольствия, как универсальную реакцию на опасность – реальную или потенциальную.

 Сверх-Я  («Супер-Эго») - часть психического аппарата, которая является отражением остаточного родительского влияния. Главной задачей Сверх-Я, по мнению З. Фрейда, является подавление требований Оно посредством морального влияния на Я. Основными функциями данной инстанции при этом выступают идеал, самонаблюдение  и совесть.

В основе внутренних стандартов и запретов лежат, прежде всего, идентификации с родительскими фигурами. Так, первоначально ребенок прибегает к самоограничению из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии со стороны внешнего, родительского авторитета. Впоследствии он начинает действовать исходя из страха перед внутренним авторитетом – Сверх-Я. Действия, совершенные вопреки голосу совести, могут вызвать чувства неполноценности, вины или потребность в наказании. Личностные проблемы в равной степени могут быть как следствием недостаточно сформированного, так и проявлением слишком жесткого Сверх-Я.



Например, в ситуации потери любимого человека (разлюбил, бросил, погиб) может возникать тяжелое депрессивное состояние вплоть до суицидальных намерений. В работе «Печаль и меланхолия» (1917 год) З. Фрейд рассматривает динамику взаимоотношений подструктур личности, приводящую к болезненному исходу. Некоторые люди в такой ситуации вместо «нормальной» печали переживают особое состояние меланхолии (депрессию) с резким ухудшением самочувствия и обеднением Я. Какая-то часть Я умирает с уходом любимого человека. Возникает невыносимое ощущение внутренней пустоты. З. Фрейд писал: «Объект любви утрачен; При печали обеднел окружающий мир, при меланхолии – само Я ».

При этом депрессия, по мнению З. Фрейда, вызывается жестокой критикой Сверх-Я. Я становится недостойным, ни к чему не годным, потерявшим самоуважение. Человек предается самоупрекам, которые при внимательном рассмотрении относятся не к самому человеку, а к любимому им лицу. Я отождествляется с оставленным объектом, потеря объекта превращается в потерю Я, а критика – в самокритику. Таким образом, неосознаваемая ненависть по отношению к любимому человеку, причинившему боль, направляется на собственное Я. Человек стремится наказать себя вплоть до садистического удовлетворения и самоубийства. «Только этот садизм разрешает загадку склонности к самоубийству », – в своей работе утверждал Фрейд.

Поздние работы З. Фрейда и его анализ Я послужили толчком к развитию такого направления в психоанализе, как эго-психология.  Эго-психология изучает различные функции Я, в том числе процессы, которые сегодня объединяются общим понятием «защита». Под защитой в психоанализе принято понимать «совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего целостности и устойчивости индивида». Иными словами, это любые бессознательные процессы, которые направлены на уменьшение болезненных аффектов – тревоги, депрессии, стыда или вины. Поддерживая внутреннее равновесие, защитные механизмы способны искажать различные аспекты реальности.

На основе данной структурной модели, уже после смерти Зигмунда Фрейда возникло множество теорий, которые по своей сущности являются вариацией данной концепции. Например, теория трансактного анализа, автором которой стал, идеологический последователь, Эрик Берн. Он создал свою модель эго-психологии: Родитель, Взрослый, Ребенок. Так же модель Фрейда, нашла отображение во множестве других современных течениях психологии. Понимание данной структуры, позволяет каждому осознать те или иные психологические процессы, которые происходят в личности человека, при взаимодействии с другими людьми и совершении различных поступков. Так же четкое понимание основ, дает возможность выстраивать эффективные коммуникации на различных уровнях общения. Мы регулярно рассказываем на наших обучающих семинарах по психологии основы, принципы и теоритические аспекты каждого компонента. Сочетание Оно, Я и Сверх-Я, создает прочную основу для зарождения лидерских качеств. Развивайте и контролируйте в себе все три эго-состояния и становитесь лидерами своей жизни!



*Написано на основе исследовательского материала Змановской Е.В

(C) ссылка для цитирования - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2015/10/blog-post.html