Главное

воскресенье, 29 мая 2016 г.

психодиагностика

психодиагностика



Сегодня мы бы хотели коснуться теоритических аспектов психодиагностики, а конкретно диагностики интеллекта. Данный материал предназначен скорее для специалистов, диагностов, который может послужить краткой шпаргалкой при подборе методик. Однако, данный пост, возможно будет интересен и для широкого круга читателей, так как способен сформировать общее понимание специфики психодиагностики, какие применяются инструменты и т.д. Итак…
Современная тенденция в психодиагностике – замена поведенческого подхода на когнитивный, нормально-ориентированных тестов на критериально-ориентированные.
Так Пиаже считал, что развитие интеллекта идет в сторону обогащения его содержания (увеличение количества интеллектуальных действий) – функциональное развитие - и по линии качественных изменений (стадиальное развитие).

Экспериментально-психологический подход - теория Ж.Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л.С.Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта).
Тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени. 2 группы тестов достижений:
·        Широко ориентированные - оценка навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов).
·        Тесты достижений по конкретным учебным предметам - ориентированы на оценку уровня усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками.
Функции тестов достижений: средство оценки знаний; выявляют недостатки обучения; подсказывают направление последующего обучения.
Отличительной чертой критериально-ориентированного тестирования является интерпретация выполнения теста с точки зрения его содержательного смысла. Упор делается на то, что индивид может делать и что он знает, а не на то, как он выглядит на фоне других. Главное требование, которое необходимо соблюдать при выполнении теста такого типа, состоит в четком определении области знаний и умений, к которой он относится.
Структурный подход предполагает изучение интеллекта как психической реальности. В рамках данного подхода особое внимание уделяется тестам креативности. Толчком для выделения этого типа способностей послужили сведения об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Было признано, что последняя зависит от способности по разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью (способность индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки). Креативность связывают с творческими достижениями личности. Существуют следующие основные точки зрения на вопрос о связи креативности и интеллекта:
·        креативность – особое качество, одна из разновидностей общих способностей;
·        креативность – одна из сторон интеллекта, не измеряемая традиционными интеллектуальными тестами;
·        велика роль личностных особенностей в развитии креативности. Особое внимание к эмоциональным и мотивационным факторам. Выделяют 2 типа личностей – креативные и некреативные, и это проявляется уже в очень юном возрасте;
·        творческие способности связаны с неврозами, с плохой регуляцией мыслительного процесса, с неумением владеть качественным «просеиванием» идей.
Дж. Гилфорд и его сотрудники, начиная с 1954 г., выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность:
·        беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;
·        гибкость – способность переключаться с одной идеи на другую;
·        оригинальность – способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых;
·        любознательность – чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других;
·        способность к разработке гипотезы;
·        иррелевантность – логическая независимость реакции от стимула;
·        фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.
Гилфорд объединил эти факторы под общим названием «дивергентного мышления», которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличии от «конвергентного решения», ориентирующегося на известное или «подходящее» решение проблемы).
Н. Коган и М. Волах в своих исследованиях отказались от элементов соревновательности, временных ограничений, критерий точности, и установили независимость интеллекта от креативности. В.Н. Дружинин говорит, что операционально они противоположны: ситуации проявления интеллекта противоположны по своим характеристикам ситуациям проявления креативности. О.М. Краснорядцева утверждает, что инициация процессов креативности в реальной жизнедеятельности связана с формированием чувственного образа мира и становлением многомерного мира человека.
Основное средство диагностики – Тест отдаленных ассоциаций (Remote Associated Test), с помощью которого измеряют особенности и быстроту перемещения внимания на некотором символическом уровне в пределах широкого объема информации.
Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966). Состоит из 7 субтестов, предназначен для детей с 5 лет и взрослых. Первые 3 субтеста: умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, 4 и 5 субтесты – оригинальные способы применения обычных предметов, 6 субтест – нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, 7 субтест – представить необычную ситуацию и высказать как можно больше предположений о ее возможных последствиях.
Фигурный тест Торренса (от 5 до 18 лет) – 3 субтеста, анализ рисунков и подписей к ним.
Тест Торренса для дошкольников (1980) – анализ свободного перемещения ребенка в помещении.
Тест вербальной креативности (тест отдаленных ассоциаций) С. Медника в адаптации А.Н. Воронина.
Вербальная креативность – процесс перекомбинирования элементов ситуации. Испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад.
При разработке данного теста использовались принципы построения методики, не регламентирующей деятельность испытуемого. Так, тестовые задания были максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности. Испытуемого нельзя ограничивать временем решения тестовых заданий.
Исследования подтвердили, что для креативных людей характерны высокая тревожность и низкая адаптированность, переживание проблем в сфере межличностных отношений. Они подвержены депрессии и часто страдают от одиночества. Лишь тогда, когда высокая креативность сочетается в развитым интеллектом, наблюдается продолжительная творческая активность, эмоциональная уравновешенность, независимость.
Обсуждение проблематики эмоционального и социального интеллекта инициировано специалистами в области одаренности и творчества. Причина кроется в том, что в функции психологии одаренности входит функция прогнозирования развития личности (в частности, прогнозирование «жизненной успешности»). Эта проблема связана с различиями в менталитете разных народов.
В конце 90-х гг. стали звучать голоса психологов, утверждавших, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное — способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи были порождены специальными исследованиями в областях изучения эмоционального и социального интеллекта.
По утверждению американского психолога Д. Голмена, примерно 80% жизненного успеха человеку обеспечивает то, что можно назвать некогнитивными факторами

Эмоциональный интеллект
Д. Голмен понимает самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться.
Р. Бар-Он: эмоциональный интеллект - все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Он выделяет пять сфер, в каждой из которых отмечает наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха:
• познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
• навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
• способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
• управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
• преобладающее настроение (счастье, оптимизм).
Иначе рассматривает это явление Д.В. Люсин: способности к пониманию своих и чужих эмоции и управлению ими, автор рассматривает два варианта эмоционального интеллекта — «внутриличностный» и «межличностный». Модель включает три элемента:
• когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
• представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);
• особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).
Метод диагностики эмоционального интеллекта – методика Н. Холла. Шкалы эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. 30 утверждений.
Исследования начаты Эдвардом Ли Торндайком в н. XX века. Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других».
Тест Дж. Гилфорда позволяет измерять общий уровень развития социального интеллекта, а также оценивать частные способности понимания поведения людей:
-способность предвидения последствий поведения,
-адекватность отражения вербальной и невербальной экспрессии,
-понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия,
-понимание внутренних мотивов поведения людей.
Характеризуя концепцию социального интеллекта, можно выделить три группы, описывающих его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:
1.Когнитивные:
• социальные знания - знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;
• социальная память - память на имена, лица;
• социальная интуиция - оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;
• социальное прогнозирование - формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.
2. Эмоциональные:
• социальная выразительность - эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;
• сопереживание - способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);
• способность к саморегуляции - умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.
3. Поведенческие:
• социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора;
• социальное взаимодействие - способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия - коллективному творчеству;
• социальная адаптация - умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.
Этический интеллект
Ряд современных психологов считают, что разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта.
Мы часто проводим психодиагностику персонала различной категории, и может с уверенностью сказать, что главное в диагностике, не только правильный подбор методик, но и так же профессионализм диагноста, который должен владеть теоритическими основами для правильной трактовки результатов.

Выбирайте только лучших специалистов и становитесь лидерами своей жизни!

(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2016/05/blog-post.html