Главное

вторник, 18 ноября 2014 г.

Истоки НЛП


Истоки НЛП


В мире психологии ходит много мифов и легенд касающихся нейро-лингвистического программирования. По прошествии более сорока лет, с момента становления данной концепции, на полках книжных магазинов можно встретить различные книги, в которых подробно описываются технологии, даются подробности их исполнения, и некоторые авторы даже пытаются привнести что-то свое, однако если вы захотите узнать исторические аспекты НЛП, то наткнетесь на скудные крупицы информации, достоверность которой порой вызывает сомнение.
Да, доподлинно известны ключевые люди, даты, места, но нет полноценной истории, которая бы позволила исчерпывающе восстановить картину событий. Окунуться в атмосферу, прочувствовать цели и мотивы незабвенных создателей НЛП Бендлера и Гриндера, которых без особой скромности можно уверенно назвать революционерами в области прикладной, практической психологии.

В середине 2014 года вышла в свет долгожданная книга Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика под названием -  «Истоки нейро-лингвистического программирования», которая приоткрывает завесу тайн над историей создания НЛП.

Автор данной книги Фрэнк Пьюселик, именно он, как никто другой может в подробностях рассказать о зарождении НЛП, потому что принимал участие с самого начала в экспериментах Гриндера и Бендлера с групповой психотерапией. Они вмести вели гештальт-группы, проводили тренинги, разрабатывали основы мета-модели и увлеченно моделировали великих, выдающихся людей.


Фрэнк Пьюселик (англ. Robert Franklin Pucelik, род. 25 ноября 1944 г.) — коуч, бизнес-консультант, бизнес-тренер, ученый, специалист в области «Человеческого Совершенства» (англ. Human Excellence), автор разработок в области психотерапии и реабилитации алкогольной и наркотической зависимости среди молодежи, Президент компании «Pucelik Consulting Group».

На протяжении уже более 35 лет Фрэнк Пьюселик работает профессиональным бизнес-консультантом и тренером. Последние 15 лет Фрэнк Пьюселик активно занимается коучингом руководителей высшего звена, выступает медиатором, консультантом в кризисных ситуациях для компаний своих долгосрочных клиентов и партнеров.

Под редакцией Гриндера (к слову, второй отец основатель Бендлер по неизвестным причинам отказался каким-либо образом принимать участие в создании книги), Пьюселик включил статьи других «людей мета», рассказывающих свою версию истории, что позволяет читателю взглянуть с разных точек зрения на становление НЛП. Книга будет полезна, как практикующим НЛПерам, так и широкому кругу читателей интересующихся прикладной психологией. Читается очень легко, погружая в атмосферу буквально с первых страниц.

«В середине или конце 1971 года я консультировал молодых людей и учил студентов младших курсов, как работать с гештальтом; гештальт я особенно интенсивно изучал в колледже в Сан-Диего. Примерно в то время я познакомился с парнем, которого звали Ричард Бендлер – у нас с ним было много общего. Казалось, мало что его по-настоящему беспокоило или выводило из себя – в особенности плач и крики студентов колледжа. Мы очень хорошо поладили и начали вместе вести групповые тренинги по гештальту. Мы проводили две-три тренинговые сессии в неделю и при этом неплохо зарабатывали на карманные расходы».

Особо любопытны воспоминания Пьюселика касающиеся знакомств и отношений с людьми, ставшими в последующем культовыми персонами в мире НЛП.

«В течение этого времени характер моих отношений с Ричардом постепенно изменялся. Изначально мы с Ричардом представляли собой живой, активный, партнерский дуэт. К середине 1973 года (а возможно и раньше, как считает Ричард), Ричард и Джон уже работали в тесном партнерстве, а я был (функционально) лидером группы студентов. Некоторые из тех бывших «студентов» никогда не принимали меня в этой роли, но так было до середины 1976 года. Сейчас я думаю, что некоторые из будущих НЛПеров, такие как Дилтс, Гиллиген, Айхер, возможно, Камерон, ДеЛозье, Гордон и другие никогда не знали, как начинались «люди Мета». Я никогда не думал об этом в те дни, никогда не придавал этому значения. Мы были слишком увлечены, многому учились, и я начал чувствовать себя «настоящим» человеком».

«Первые несколько месяцев мы работали втроем – Джон, Ричард и я, но затем мы быстро начали набирать в свою группу новых участников. Джон преподавал в университете, мы с Ричардом вели тренинги по гештальту, так что у нас была возможность находить людей, которые нам нравились».

Подробно восстановлены события работы над теоритической частью, которая в последующем послужила основой в создании мета-модели.  «Люди мета» не боялись экспериментировать, они делали буквально невозможные вещи, постоянно повышая планку. Именно в это время формировались зачатки техник связанных с субмодальностями. Спустя несколько лет Бендлер и Гриндер приступили к написанию «Структуры магии», где изложили весь полученный опыт, послуживший толчком к широкой известности НЛП.

«В те ранние годы мы много играли с паттернами Карлоса Кастанеды, Карла Роджерса, Вирджинии Сатир, Грегори Бейтсона, Джона Лилли и других.

«Люди Мета» встречались с Джоном, Ричардом и мною один или два раза в неделю на 3–5 часов, а дополнительно работали без Джона и Ричарда два-четыре раза в неделю, зачастую от 4 до 6 часов за одну сессию (я участвовал во всех этих группах). Некоторые из нас работали вместе в Молодежных службах, вместе учились, вместе организовывали разные мероприятия в университете».

«В те первые дни моего участия в исследованиях в области НЛП я был абсолютно уверен в том, что сознание любого человека может быть представлено в виде последовательности трех репрезентативных систем (визуальной, аудиальной и кинестетической), и попросил у Эриксона разрешение расспросить его о его рабочем состоянии.
– Приступай, – согласился он.
– Вы ведете внутренний диалог во время работы? – спросил я.
– Нет, – откровенно признался он. Я вычеркнул эту категорию из своего списка.
– Тогда, – продолжал я, – создаете ли вы множество визуальных образов?
– Нет, – снова ответил Эриксон. И я вычеркнул еще одну категорию.
– Тогда вы, должно быть, получаете очень много кинестетических ощущений, – продолжал настаивать я, начиная уже немного волноваться в своей роли Карлоса Кастанеды.
– Нет, – точно так же ответил он.
Я достиг края знакомого мне мира, как моряк, готовый плыть дальше по ровной земле.
– А что же тогда вы делаете, когда работаете?
– Я не знаю, – сказал он с мягким нажимом. – Единственное, что я знаю: у меня есть бессознательный ум и у другого человека есть бессознательный ум, и мы вместе сидим в одной и той же комнате. А поэтому транс неизбежен!
Я начал медленно записывать эти два последних слова, но не успел закончить, как уже погрузился в довольно глубокий транс.
– Я не знаю, КАК наступит транс, я не знаю, КОГДА наступит транс, я не знаю, ПОЧЕМУ наступит транс. И поэтому мне очень любопытно обнаружить, как, когда и почему транс наступит именно сейчас!!!
– Я знаю, что это звучит смешно, – продолжал он, – но ЭТО РАБОТАЕТ!
Я медленно записал в блокноте: «ЭТО РАБОТАЕТ!!!»
Как и большинство рассказов об Эриксоне, это наше взаимодействие выглядело смешным, но, в то же время, подразумевало очень глубокую мысль: человек способен думать, учиться и действовать на разных уровнях внимания и осознания».

Мы настоятельно рекомендуем данную книгу к прочтению, всем психологам, тем, кто знаком или хочет познакомиться с НЛП. Читайте только лучшие книги и становитесь лидерами своей жизни!

«Истоки нейро-лингвистического программирования» - Джон Гриндер, Фрэнк Пьюселик.




«Наконец-то! Сорок два года спустя спала завеса тайны, скрывавшая истинных создателей НЛП, о которых ходило столько слухов и легенд. Эту книгу стоит прочесть каждому, кто изучает НЛП. Здесь описываются события первых девяти лет в истории НЛП, которые подготовили почву для всех последующих исследований.

Сегодня многие претендуют на роль разработчиков НЛП, но только теперь мы имеем возможность познакомиться с настоящими авторами этого направления. Кроме того, эта книга напоминает нам, что сердцем НЛП изначально была метамодель, и что освоить эту технику можно только за счет постоянной практики. Соавторы этой книги рассказывают нам, что на самом деле в разработке НЛП принимали участие три человека, а не два, что является распространенным заблуждением. Благодаря этой книге, мы можем, наконец, познакомиться с Фрэнком Пьюселиком, о котором, к большому сожалению, до сегодняшнего дня мало кто слышал. Фрэнк живет в Одессе, в Украине, и продолжает вести разработки в сфере НЛП для бизнеса, а также поддерживает реабилитационные центры для наркозависимой молодежи.

Джон Гриндер неоднократно говорит о том, что сегодня НЛП может и должно активно применяться. Но он предупреждает об опасности чрезмерного увлечения контекстом и категориями и предостерегает от поспешных выводов, предлагая сосредоточиться на самом процессе. Гриндер также напоминает об эффективности паттернов, моделирования и тестирования в поиске новых возможностей применения НЛП.

Одним словом, я предлагаю вам насладиться чтением этой книги, испробовать проверенные методы первопроходцев и, возможно, положить начало новому поколению НЛП».
Уайатт Л. Вудсмолл, к.н., НЛП-Мастер, тренер, разработчик моделей

(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/11/blog-post_18.html