Главное

вторник, 29 июля 2014 г.

Коллективное бессознательное


Коллективное бессознательное


Коллективное бессознательное — впервые термин введён психиатром Карлом Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного» и является центральным понятием аналитической психологии. Коллективное бессознательное – это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга.


Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей.

Коллективное бессознательное – это общее для всех людей, которое составляет основу психической субстанции любого человека.

Проще говоря, это те вещи, которые вызывают одинаковые символы и ассоциации, независимо от социальных факторов. Неважно где человек родился, в каком месте учился, какое было социальное положение его семьи, этот опыт является общим для всех…

Голубое небо – умиротворение, огонь в определенном контексте - символ уюта и тепла, череп и кости – не влезай, убьет! :) 

Вспомните наскальные рисунки... Именно первым доисторическим людям приходилось применять символы бессознательного из-за отсутствия письменности, чтобы хоть как-то передать информацию или даже рассказать целую поучительную историю последующему поколению. 

На глубоком уровне, коллективное бессознательное мы получаем с импринтами в раннем детстве. Оно не приходит на генетическом уровне, как раньше считали психологи, скорее закладывается в базисных вещах, которые мы получаем из окружения, будучи еще в колыбели. 

Что представляет собой современное коллективное бессознательное? В нашем обществе потребления? На наш взгляд, это многочисленные культовые бренды…

Каждый профессиональный маркетолог вам расскажет о том, что о человеке можно многое сказать, изучив его «перечень потребления брендов». Это то, что он покупает. Сейчас люди приобретают вещи не из-за каких-то уникальных качеств или свойств, а по причине определенных ассоциаций. «Если ты до пятидесяти лет не купил Rolex, значит, жизнь прожита зря», - примерно так гласит нам реклама в модном, глянцевом журнале. Теперь каждый знает, что если у него на руке «Ролекс», значит, парень уже чего-то достиг, имеет состояние, статус и стабильность. Символические стереотипы. Если у нее сумка Louis Vuitton, значит, разбирается в моде, часы G-shock - спортсмен с активной жизненной позицией, костюм Cerruti, - молодой и перспективный, BMW - ценит консервативную роскошь и надежность…

У каждого бренда есть своя идеология и целевая аудитория. Каждый товар предназначен определенному покупателю. Маркетологи продают не товар, а образ жизни…

Самый яркий пример идеологии бренда это Apple. Еще Стив Джобс говорил, что «Айфон» везде един. Нет, допустим, турецкой версии «Айфона» или китайской. В Германии, Франции, Италии и в любой другой стране будет точно такой же гаджет с логотипом яблока. Что такое Apple? Помимо общества потребления, это еще и образ жизни. Джобс объяснял свою идеологию очень просто – Apple занимается просвещением культуры, развивая вкус у потребителей к хорошим, стильным и качественным вещам. Он утверждал, что у большинства людей банально нет вкуса и чувства прекрасного. Быть может, он был прав. Благодаря той самой идеологии, логотип Apple стал современным коллективным бессознательным… Его знают дети и взрослые, женщины и мужчины, люди разных конфессий и национальностей. 

Американцам предложили оценить обычные часы, но с логотипом Apple

Популярный комик и телеведущий Джимми Киммел (Jimmy Kimmel Live) решил провести свой социальный эксперимент и предложил рядовым американцам оценить по достоинству iWatch. Правда, под видом «умных» часов Apple прохожим давали подержать обычные часы Casio за 20 долларов с приклеенным на них логотипом всемирно известного надкушенного яблока. Но это не помешало технически подкованным (как они, вероятно, сами себя считают) случайным людям на улице красочно восхищаться гаджетом.

- «Забавно наблюдать за тем, как люди реагируют на часы Casio, услышав, что это продукт от Apple», — комментирует затею комик.





Первое интервью с индийско-азиатским парнем:)

- «Это последняя новинка от Apple, умные часы iTime, хотите взглянуть?»

- Круто!

- А что именно вам кажется крутого в этих часах?

- Это выглядит как что-то удобное, легкое…

- На главном экране вы можете посмотреть время и день недели.

- Да, я считаю это нужная «фишка».

Другой респондент, длинноволосая блондинка, теребя в руках самодельное чудо инженерной мысли, пытается найти и описать явные плюсы на вид простеньких часов. 

- Вам нравится, что на главном дисплее показывается время и дата?

- Да, безусловно. А еще они очень легкие, и выглядят как «олдскул», что очень стильно.

- Классический Apple стиль?

- Да, все верно…


Парень в затемненных очках тоже пытается справиться с заданием интервьюера и найти значимые положительные стороны.

- Милый, прорезиненный ремешок… А еще мне нравятся большие цифры, легко рассмотреть…

Последняя опрошенная женщина со стаканом сока в руке воодушевленно рассматривает, якобы новинку от Apple.

- Расскажите, пожалуйста, что вы думаете об этих часах?

- Это по-настоящему круто, потому что это Apple.. Знаете, Apple это бренд, который мне очень нравится и у меня есть компьютер, есть «айфон» и так же есть «айпад». Только потому, что это Apple меня это уже впечатляет…

- То есть вы купите в любом случае?

- Я куплю все что угодно от Aplle…

- И даже часы Casio с логотипом на задней стороне?

Как мы видим, на подсознании всплывают образы, связанные с любимым символом. Не важен товар, его качество и характеристики. Главное что это Apple… Хорошо это или плохо? На данную тему можно очень долго дискутировать, приводя различные аргументы, но одно точно неоспоримо…

Джобс был удивительным человеком и выдающимся лидером, который внес в этот мир очень многое из того, что будут помнить еще многие поколения. Своим бунтарским духом он доказал, как важно быть уникальным и неповторимым, и смотреть на мир под иным углом… 

В заключении мы бы хотели порекомендовать вам к прочтению, замечательную книгу Уолтера Айзексона – Стив Джобс.


                     



В основу книги легли беседы с самим Стивом Джобсом, а также с его родственниками, друзьями, врагами, соперниками и коллегами. Джобс никак не контролировал автора. Он откровенно отвечал на все вопросы и ждал такой же честности от остальных. Это рассказ о жизни, полной падений и взлетов, о сильном человеке и талантливом бизнесмене, который одним из первых понял: чтобы добиться успеха в XXI веке, нужно соединить креативность и технологии. Книга вышла в США в октябре 2011 года и сразу стала первой в рейтинге amazon.com.


И напоследок, нам бы хотелось процитировать последнее интервью великого лидера…

«Однажды солнечным днем, Джобс, который чувствовал себя неважно, сидел в саду за домом и вслух размышлял о смерти. Он рассказывал о своих индийских путешествиях почти сорокалетней давности, об изучении буддизма, о взглядах на реинкарнацию и трансценденцию.

— Я верю в Бога процентов на пятьдесят, — сказал он. — Почти всегда мне казалось, будто наше бытие не ограничивается тем, что видно глазу.

Он признался, что сейчас, перед лицом смерти, пожалуй, переоценивает свои шансы на загробную жизнь — очень уж хочется в нее верить.

— Мне нравится думать, что после нас что-то остается. Как-то не укладывается в голове, что ты накапливаешь столько опыта и, может, даже крупицу мудрости, а потом все это просто исчезает. Поэтому мне ужасно хочется верить, что какая-то частица тебя продолжает жить, что твое сознание каким-то образом существует и дальше.

Он очень долго молчал, прежде чем вновь подать голос.

— Но с другой стороны, может, это как выключатель. Щелк! И тебя нет.

Еще помолчал и с чуть заметной усмешкой добавил:

— Наверное, именно поэтому я никогда не любил ставить выключатели на устройства Apple».
(С) Айзексон Уолтер - Стив Джобс.


(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/07/1916.html