Музыкотерапия
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Все мы знаем, каким
образом музыка влияет на нашу с вами жизнь. Каждый человек, ежедневно слушает
любимые мотивы по пути на работу, учебу, во время отдыха или спорта. В
современном, динамичном обществе, у каждого в кармане лежит портативный плеер (или
телефон) с достаточным объемом памяти и любимой подборкой исполнителей.
Музыка задает
соответствующее настроение, позволяет скоротать время в пути или даже вводит в
некий транс, в котором сконцентрировавшийся слушатель погружается в рефлексию.
Просто понаблюдайте в автобусе, метро, как пассажиры задумчиво слушают в
наушниках избранные треки. С помощью музыки можно войти не только в транс, но и
эффективно разогнать или затормозить психику. Спортсмены в тренажерных залах любят слушать
металл (также Dubstep
или что-либо схожее) – это придает им боевой настрой и обеспечивает приливом
сил. В зонах отдыха, в основном, для
успокоения играет lounge. Для каждого контекста свой стиль. Правильно
подобранная музыка, как метод саморегуляции психического состояния, с успехов
применяется в терапии.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует многочисленный ряд понятий «музыкотерапии». Большинство психологов считает музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством нестандартной подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
- Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
- Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства.
- Средство мобилизации творческих сил и оптимизации педагогико-воспитательной работы.
Композиторы, произведения которых, как правило, рекомендуются (по версии
психологов) для музыкотерапии: К. Глюк, М. Массне, Я. Сибелиус, Р. Шуман, С.
Рахманинов, А. Дворжак, Д. Шостакович, П. Чайковский, Л. Бетховен, Ф. Лист, Ф.
Шопен.
На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или
музыкальных отрывков.
Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную
атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее.
Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным,
напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации.
Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и
энергией.
После прослушивания происходит обсуждение возникающих воспоминаний,
фантазий, ассоциаций. Можно стимулировать активность клиента дополнительными
заданиями: например, соотнести свое эмоциональное состояние с каким-либо
музыкальным отрывком, подобрать музыкальный портрет близкого человека.
Кстати, а вы, часто слушаете классическую музыку? :) Нет? Думаете, скучно?
А зря…
Психологи выявили, что классическая
музыка развивает определенные лидерские навыки.
Классическая музыка, особенно крупная форма (опера, балет), произведения длительностью
от сорока минут и более (когда вы обозреваете большие временные отрезки), в
которых время от времени повторяется музыкальная тема - формируют
стратегический тип мышления. Стоит отметить, что музыка, написанная для простых
людей (попса например), это всегда очень короткое произведение (мелкая форма),
легко воспроизводимое и ритмически, и мелодически. Такая музыка формирует
тактическое мышление. Человек обозревает короткий промежуток времени. Один день
своей жизни... А классика заставляет нас
задумываться о более продолжительных промежутках жизни.
Свойство органной музыки стоит выделить особенно – слушатели буквально переносятся в космос… Прослушивание органной музыки в некоторых аспектах схоже с медитацией, где происходит концентрация и релаксация. В моменты транса активизируется правое полушарие мозга, что позволяет расширить восприятие себя и окружения.
На наших тренингах по лидерству, в качестве домашнего задания, мы даем
определенный перечень обязательных к прослушиванию классических композиторов,
ведь это непосредственно способствует формированию стратегического мышления.
Уделяя всего по часу в день, человек приобретает не только хороший музыкальный
вкус, но и навык адекватной оценки текущей ситуации и стратегического принятия
решений.
Слушайте классическую музыку и становитесь лидерами
своей жизни!
(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/06/blog-post_6429.html
(С) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/06/blog-post_6429.html