Главное

пятница, 23 мая 2014 г.

Проективные методики


Проективные методики


Проективные техники появились в Европе и США в начале XX в. Традиционно принято считать первой – тест словесных ассоциаций К. Юнга, созданный в 1905 году. Затем в 1921 - тест чернильных пятен Г. Роршаха, опубликованный в его труде «Психодиагностика».

Проективные методики отличный инструмент для диагностики. Основаны они на принципе приписывания другим людям тех качеств и желаний, которые есть в самом человеке. Такой единый психологический механизм называется «проекция», собственно отсюда и название диагностических методик.

Вытесненные в бессознательное страхи и желания проявляются в ассоциациях, оговорках, снах и рисунках. Проективный подход очень сильно отличается от традиционных диагностических методик. Проективная психология зародилась как своеобразный протест против психологических тестов, которые не оправдали возложенных надежд среди практических психологов.

Среди качеств, которые диагностируют проективные методики, можно назвать интересы, страхи, потребности личности. Самой первой проективной методикой примененной в массовом смысле можно назвать тест Роршаха (1921год). Тест состоит из пяти черных и пяти цветных чернильных пятен, который показывает восприятие реальности у пациента. Все вы, наверное, видели в фильмах эпизоды, где какой-нибудь маньяк с безумным взглядом сидит напротив психотерапевта и, рассматривая показываемую карточку с чернильным пятном, кричит: «Я вижу кровь!»… :)

Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки.




После смерти Роршаха его работа была продолжена многими клиническими психологами и психиатрами. Тест получил дальнейшее развитие, как в теории, так и на практике. Валидность, адекватность и эффективность теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена.

В нашей стране данный тест не получил широкого применения, однако задал вектор на дальнейшее развитие и усовершенствование проективных методик.


Несуществующее животное


Методика «Рисунок несуществующего животного» появилась как одна из многих в череде других проективных тестов. Она сразу привлекла к себе внимание, и наиболее популярной стала в 70-х годах. Автором данной методики стала наша соотечественница Майя Захаровна Дукаревич.

М.З. Дукаревич родилась в 1925 году в семье комиссара и дворянки. Отец стал жертвой сталинских репрессий, был арестован и расстрелян, когда ей не было еще и четырнадцати лет. Не имея формального психологического образования, но обладая неплохой базовой подготовкой «дворянского» домашнего обучения и четырьмя курсами филологического факультета МГУ, а также владея знаниями в совершенстве французского и немецкого языков, она, увлекшись психологией, стала изучать основы психотерапии. Юная Майя занималась постоянным самообразованием, переводила и изучала иностранную научную психологическую литературу, пыталась внедрить в практику западные психологические тесты. Позднее она стала разработчиком концепции и одним из организаторов Всесоюзного суицидологического центра, первым в нашей стране психологом, практикующим в области суицидологии. Работая в этом центре, она помогала людям, находящимся в кризисном состоянии или пережившим попытку самоубийства.

Помимо практической работы, она занималась преподаванием, читая лекции по характерологии на факультетах повышения квалификации МГУ им. М.В. Ломоносова.  Несмотря на отсутствие «научных знаний», степеней и постов, Дукаревич смогла стать учителем для многих практических психологов, в ее честь названы несколько некоммерческих школ по сей день занимающихся поддержкой населения в кризисных ситуациях.

Идея «Несуществующего животного» пришла в голову Дукаревич, на одном из посещений театрального кружка. В упражнении на импровизацию нужно было представить себя в роли какого-либо животного и сыграть его на сцене, отобразив характер и повадки созданного персонажа. Театральные техники всегда тесно переплетаются с психологией. Когда-то мой коллега Сергей Пожарский тоже углубленно изучал театральные «приемы» по школе Михаила Чехова, сейчас эти технологии он успешно применяет на своих тренингах по лидерству. Собственно и методика «Несуществующее животное» теперь находится в его арсенале диагностических средств при индивидуальной работе с клиентами, так как является эффективным дополнительным инструментом помимо MMPI и других сопутствующих тестов.

Суть методики…

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Исследование должно осуществляться в отдельном кабинете психолога за столом с ровной поверхностью и при достаточном освещении. Для проведения тестирования клиенту необходимо дать простой карандаш с резинкой на конце (шариковой ручкой или фломастером рисовать нельзя), со стандартной степенью мягкости (М или  2М). Лист (белый, формата А4) располагаем вертикально, если пациент хочет его перевернуть, то мы не препятствуем.

«Сейчас мы будем исследовать вашу способность фантазировать. Вам нужно придумать и нарисовать несуществующее животное. Это должно быть такое животное, которого нет в реальности, никогда не было прежде и, которое до вас никто не придумывал. Также вам нужно его назвать, причем так, как реальное животное не называется. Например, кошкой или черепахой вы назвать его не можете».

Если клиент затрудняется и говорит, что не может ничего придумать, то его необходимо сначала ободрить, сказав, что у него это получится, так как и другие клиенты справляются с этим заданием, а затем объяснить что при создании несуществующего животного можно использовать что-то от реальных животных.

Во время выполнения клиентом задания, психолог ведет протокол, в котором фиксирует всю необходимую для анализа информацию. Например, отношение клиента к заданию (охотно, с интересом или без желания), особенности процедуры рисования (прикрывание клиентом рисунка рукой, переворачивание листа, стирание деталей, исправления), спонтанные вербальные или невербальные реакции.

Например, если клиент в процессе рисования прикрывает рисунок рукой -  свидетельство его вероятного уровня высокой тревожности, неуверенности в себе и страхе неудачи. Следует дождаться того момента пока он сам покажет рисунок. После того как рисунок закончен, психолог просит клиента написать название несуществующего животного на рисуночном листе.

«А теперь давайте немного пофантазируем о вашем животном. Вы будете о нем рассказывать, а я буду вам помогать, задавая наводящие вопросы».

Опросник включает в себя около двадцати вопросов открытого типа. Какое животное по характеру, чем питается, есть ли у него друзья и враги, как оно себя ведет, какие у него отношения с человеком, понравилось бы это животное членам семьи. Клиент должен давать полные, раскрытые ответы, чтобы получился небольшой рассказ, который фиксирует психолог (запись в протоколе, либо по разрешению аудиозапись на диктофон). Вся процедура опроса должна занять не более пятнадцати минут, чтобы не вызвать усталости и безразличия к заданию со стороны клиента.

После всех вопросов и уточнений со стороны психолога, мы отпускаем клиента домой, а затем начинаем, засучив рукава самый сложный, ответственный и интересный этап - Интерпретацию результатов.  

Следует отметить, что при интерпретации результатов нужно использовать мультидисциплинарный подход. Такой подход заключается в том, что для адекватного использования проективно-рисуночного теста необходимо учитывать не только информацию, полученную из него, но и использовать другие результаты стандартизированных методик. Такой подход дает возможность, во-первых более эффективно использовать сам проективный метод, а во-вторых позволяет, в какой-то мере проверить объективность полученных результатов путем соотнесения с данными клинических и психодинамических исследований и выстроить объективную гипотезу.

Формальный, семантический и символьный анализ проходит по различным многочисленным параметрам. Расположение рисунка на листе, сила нажима, величина животного, детали рисунка, составные части (всего более ста), нос, глаза, уши и т.д. Все это полностью характеризует клиента, его текущее состояние и тревожащие проблемы. Например, маленький рисунок в нижней части листа говорит о подавленности и депрессии, а наличие клыков или шипов, о неконтролируемой агрессии. Подробнее можно прочитать, например, в докторской работе Г.Ф. Музыченко, по которой была издана книга для широкого круга читателей (ISBN 978-5-9268-1269-2).

Проективная методика «Несуществующее животное» применяется в различных отраслях при работе с человеческими ресурсами разного уровня. При поступлении на службу в органы полиции, при аттестации судей, на выявление профдиформации у сотрудников МЧС, в банковских структурах при приеме на руководящие должности. Зарубежные коллеги с недавних пор стали регламентировано применять данную методику при вербовке в Моссад, и другие секретные службы, где от ментального здоровья сотрудников зависят жизни, следовательно, нет права на ошибку при систематической диагностике, особенно после «горячих точек».


Для осознания своего потенциала, и понимания сильных и слабых сторон, а так же выявления возможных клинических проблем, мы рекомендуем каждому пройти полную психологическую диагностику. Однако хотим заметить, что только опытные психологи, работающие много лет с «несуществующим животным», могут правильно, объективно и в полной мере использовать данный проективный тест. Выбирайте лучших специалистов и становитесь лидерами своей жизни!

(С) Ссылка для публикацийhttp://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/05/blog-post_23.html