Главное

четверг, 22 мая 2014 г.

Библиотерапия


С точки зрения психологии…

                                                Библиотерапия




Библиотерапия – одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции. Использование чтения книг с лечебной целью началось в России еще в XIX веке (И. Е. Дядьковский, 1836), но термин вошел в употребление только в 20-е годы ХХ в. в США. По определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия — это «использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».

Эта методика может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Психолог, в зависимости от цели занятия (консультации, сессии), подбирает художественное произведение, которое должно соответствовать следующим требованиям:


  •       Художественное произведение - проверенное временем (общепризнанная классика).
  •       Герои должны быть духовно близки читателю, он должен им сопереживать.
  •       Нужно избегать сюжетов, где успех к герою приходит случайно. Только   работа надо собой.
  •       Рекомендуемые писатели (по версии психологов): Л. Толстой, И.  Тургенев, А. Пушкин, Ф. Достоевский, В. Короленко, А. Чехов, М.  Шолохов, М. Горький, А. Дюма, Э. Золя, О. Бальзак, В. Шекспир, Ч.  Диккенс, В. Гюго.
  •       Не стоит выбирать слишком большое по объему произведение.
  •        Рекомендуется использовать романы с сатирой и юмором.


Вместе с книгой клиент получает индивидуальный план чтения. В план входит примерно семь книг, которые нужно прочесть в течение 3-4 недель. Планируется 7 собеседований, во время которых проводится коррекция понимания читателем содержания книги, акцентируется только самое важное, актуальное для клиента.

Книга может даваться клиенту совершенно «чистой», без пометок, а можно в тексте выделить места, над которыми клиент должен задуматься, уделив им особое внимание.

После прочтения книги дается инструкция: «Прочтите и отметьте те места, которые произвели на вас особое впечатление, вызвали чувства, мысли, воспоминания».

В первую часть плана рекомендуется включать литературу, далекую от сути конфликта, однако помогающую настроиться на работу, заинтересовать клиента.

Вторая часть плана – основная, чаще всего это 2-3 книги. Все зависит от проблемы и интеллектуальных способностей клиента.

Третья часть плана должна закрепить эффект, «легкой» книгой с эффективной моделью поведения главного героя.

В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник, который помогает диагностировать улучшения его эмоционального состояния и анализирует динамику личностного роста.
    
Меня часто просят клиенты рекомендовать им что-нибудь для прочтения, чтобы было не только увлекательно и интересно, но также поучительно и полезно. Если абстрагироваться от библиотерапии, то я бы на свой вкус, с прицелом на психологию, порекомендовал вот эти несколько книг…

Милый друг (фр. Bel-Ami) — роман французского писателя Ги де Мопассана (1885).



В данном произведении мой любимый Мопассан (обожаю его за то, как он умело обличает лицемерие в обществе), рассказывает об авантюристе, который мечтает сделать блестящую карьеру. У него нет каких-либо талантов, разве что своей внешностью он может покорить сердце любой дамы, а совесть прощает ему любую подлость.

Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. В нём французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом. Еще он наглядно показал, как работает «социальный лифт», завещая посмертно эффективную модель поведения для карьериста…

Главный герой, Жорж Дюруа, сын зажи­точных крестьян, содер­жа­телей кабачка, по прихоти природы наделён статной наруж­но­стью. Он строен, высок, белокур, у него чудные усы... Он очень нравится женщинам, и он в Париже. Но у него в кармане три франка, а жало­ванье будет только через два дня. Ему жарко и хочется пива... Дюруа скитается по Парижу и ждёт случая, который ведь должен же пред­ста­виться?

Старая добрая римская поговорка гласит – «Даже из низов можно подняться до небес», главное построить правильный «нетворкинг». Завести нужные связи, которые помогут забраться на самый верх.

И вот, в один прекрасный момент он встречает Форе­стье... Они вместе служили в Алжире.

Толстый Форе­стье преуспел: он журна­лист, он состо­я­тельный человек, он благо­душен — угощает старого друга пивом и сове­тует заняться журналистикой. Он пригла­шает Жоржа назавтра обедать и даёт ему два луидора (сорок франков), чтобы тот смог взять напрокат приличный костюм.

С этого все и нача­лось. У Форе­стье, оказы­ва­ется, есть жена Мадлен — изящная, весьма хоро­шенькая блон­динка с весьма приличными формами. И вот Дюруа уже на ужине со своим сослуживцем и его красавицей женой, как явля­ется её подруга — жгучая брюнетка г-жа де Марель с маленькой дочкой. Пожа­ловал г-н Вальтер, депутат, богач, изда­тель газеты «Фран­цуз­ская жизнь». Также известный фелье­то­нист и ещё знаме­нитый поэт... А Дюруа не умеет обра­щаться с вилкой и не знает, как быть с четырьмя бока­лами... Но он быстро ориен­ти­ру­ется на мест­ности. И вот — ах, как кстати! — разговор пошёл об Алжире. Жорж Дюруа всту­пает в разговор, как в холодную воду, ему задают вопросы... Он в центре внимания, и дамы не сводят с него глаз! Сразу видно, высокоранговый мужчина! Тут его друг Форестье, не упус­кает момент и просит доро­гого патрона Валь­тера взять Жоржа на службу в газету...

В качестве испытания Жоржу зака­заны два очерка об Алжире. И ещё: Жорж приручил Лорину, маленькую дочку г-жи де Марель. Он поце­ловал девочку и покачал её на колене, и вот уж изумленная мать говорит, что г-н Дюруа неот­разим…

И уже не важно, что Жорж совершенно не разбирается в журналистике и правильно может лишь написать слово из трех букв на заборе, он получил самое главное – раппорт (преимущественно среди женщин, которых по сюжету он потом всех соблазнит и возьмет в любовницы).

Дюруа проходит сложный карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного редактора самой влиятельной парижской газеты «Французская жизнь», зятя миллионера Вальтера и будущего депутата. Начавший своё восхождение с простого желания иметь возможность есть каждый день, Дюруа с каждым социальным достижением не перестаёт обрастать новыми мечтами.

Главным героем всё время движет одно и то же чувство – соперничество. Жорж завидует общественному положению Форестье, многомиллионному состоянию Вальтера, министерскому статусу Ларош-Матье.

В первой части романа начинающий журналист пытается добиться общественного признания, положения и богатства собственными силами. При этом он еще мечтает о том, чтобы «сделать хорошую партию», женившись на женщине – умной, богатой или влиятельной.

Во второй части, сюжет лихо закручивается, принимая совершенно другие обороты. Поняв, что самому ему не пробиться, Дюруа начинает ускорять подъем на «лифте», он делает предложение Мадлен рядом с еще не остывшим телом Форестье; затем соблазняет г-жу Вальтер, узнав о её чувствах к нему; далее он заручается согласием Сюзанны на брак, будучи женатым на Мадлен. При этом на протяжении всего повествования Жорж встречается с Клотильдой де Марель – своей первой великосветской любовницей и, как выясняется ближе к концу романа, настоящей любовью…

Концовка как всегда у Мопассана неожиданная и поучительная… Практически с нуля, герой построил карьеру, взобравшись на самый верх, при это все героини остались (даже жестко им брошенные) в него влюблены. Хитер подлец! Но мастер! Хоть этот мир и создали мужчины, но править им всегда будут женщины. Дюруа это прекрасно понимал, чем собственно без угрызения совести и предрассудков умело пользовался…

Также существует отличная голливудская экранизация романа с Умой Турман, однозначно смотреть после прочтения:)

Ма́ртин И́ден — роман Джека Лондона (1909).




Вторая моя любимая книга, про которую с точки зрения психологии, я вам сегодня расскажу это – Мартин Иден.

Роман впервые был напечатан в журнале «Пасифик Мансли» в 1908—1909 годах и уже в 1909 году вышел отдельной книгой в издательстве «Макмиллан Компани» (Macmillan Company).

Сюжет такой… Однажды на пароме Мартин Иден, малограмотный моряк, двадцати лет от роду, защитил от шайки хули­ганов Артура Морза, Артур примерно тех же лет, что и Мартин, но принад­лежит к людям обес­пе­ченным и обра­зо­ванным. В знак благо­дар­ности — и в то же время, желая поза­ба­вить семью эксцен­три­че­ским знаком­ством — Артур пригла­шает Мартина на обед. Атмо­сфера дома — картины на стенах, множе­ство книг, игра на рояле — восхи­щает и очаро­вы­вает Мартина. Особое впечат­ление произ­водит на него миловидная Руфь, сестра Артура. Она кажется ему вопло­ще­нием чистоты, духов­ности, возможно, даже боже­ствен­ности. Мартин решает стать достойным этой девушки. Он отправ­ля­ется в библио­теку, дабы приоб­щиться к премуд­рости, доступной Руфи, Артуру и им подобным (и Руфь, и её брат учатся в универ­си­тете и представляют собой светскую элиту).

Все всегда происходит из-за женщины. Это основной внутренний мотиватор для мужчины, который заставляет его поднять свою пятую точку и начать действовать, чего-то достигать. Если бы Иден не встретил Руфь, то так бы и остался моряком, довольным своей жизнью и положением в обществе. Ну да ладно…

Мартин - натура одарённая и глубокая. Он с вооду­шев­ле­нием погру­жа­ется в изучение лите­ра­туры, языка, правил стихо­сло­жения. Он часто обща­ется с Руфью, она помо­гает ему в заня­тиях. Руфь, девушка с консер­ва­тив­ными и доста­точно узкими взгля­дами, пыта­ется пере­кроить Мартина по образцу людей своего круга, но это не сильно ей удается. Истратив все зара­бо­танные в последнем плавании деньги, Мартин вновь уходит в море, наняв­шись матросом. За долгие восемь месяцев плавания Мартин «обогатил свой словарь и умственный багаж, лучше узнал самого себя». Он чувствует в себе огромные силы и вдруг осознает, что хочет стать писа­телем, — прежде всего, чтобы Руфь могла любо­ваться вместе с ним красотой мира.

Девушка считает, что Мартину необ­хо­димо учиться, и он сдаёт экза­мены в среднюю школу, но с треском прова­ли­ва­ется по всем пред­метам, кроме грам­ма­тики. Мартина неудача не сильно обес­ку­ра­жи­вает, но Руфь огор­чена. Ни одно из разо­сланных в журналы и газеты произ­ве­дений Мартина не опуб­ли­ко­вано, все возвра­ща­ются по почте без всяких объяс­нений. Мартин решает: дело в том, что они напи­саны от руки. Он берет напрокат пишущую машинку и учится печа­тать. Мартин рабо­тает все время, чтобы достичь поставленной для себя цели.

Однако деньги Мартина исся­кают, он закла­ды­вает пальто, затем часы, затем вело­сипед. Он голо­дает, питаясь одной картошкой да изредка обедая у сестры или у Руфи. Вдруг — почти неожи­данно Мартину приходит письмо из одного толстого журнала. Журнал хочет опуб­ли­ко­вать его руко­пись, но соби­ра­ется запла­тить всего пять долларов, хотя, по самым скромным подсчётам, должен был бы запла­тить сто. От огор­чения осла­бевший Мартин заболе­вает тяжёлым гриппом. И тут колесо фортуны пово­ра­чи­ва­ется — один за другим начи­нают прихо­дить чеки из журналов.

После двухсот страниц перипетий, Мартин  становится, наконец, знаме­нитым, но все это глубоко ему безраз­лично. Он полу­чает пригла­шения от тех людей, которые раньше высме­и­вали его и считали бездель­ником, и иногда даже прини­мает их. Его утешает мысль поехать на Маркиз­ские острова и жить там, в трост­ни­ковой хижине. Он щедро раздаёт деньги своим родным и людям, с кото­рыми связала его судьба, но уже ничто не может тронуть его. Ни искренняя горячая любовь моло­денькой работ­ницы Лиззи Конолли, ни неожи­данный приход к нему Руфи, теперь готовой прене­бречь гласом молвы и остаться у Мартина.  Все в этом мире тленно…

В данном романе Джек Лондон использовал безотказную технологию при написании книги, он смешал придуманный сюжет со своей реальной историей. Можно сказать, что получился почти автобиографический роман. Быть может, поэтому так «цепляет» сюжет, и читатель сопереживает герою до последней страницы.

В чем суть? Молодой парень, встретив девушку, решает  для себя, что приложит всевозможные усилия (ресурсы) чтобы быть с ней рядом, несмотря на безденежье и социальный разрыв. Он много читает, самосовершенствуется, общается с умными людьми и медленно, но верно двигается к своей цели, попутно переосмысливая свои старые убеждения и ценности. В итоге Мартин становится известным, высокооплачиваемым и уважаемым писателем, он попадает в светское общество, собственно как и хотел, однако достигнув цели и определенного уровня пресыщения, он устает от всего и теряет интерес к окружению.  Пожалуй, ему бы не помешало записаться на прием к Виктору Франклу, однако в те годы знаменитый австрийский психиатр еще ходил под стол пешком и логотерапии не было в помине:) Чрезмерный мыслительный процесс всегда вредит вашему ментальному здоровью…

Вы еще здесь? Не спешите сломя голову бежать за книгой, в завершении я расскажу еще об одной увлекательной и поучительной истории…

Голод (норв. Sult) — первый роман норвежского писателя Кнута Гамсуна, полное издание которого появилось в 1890 году. Это небольшое произведение, включающее многочисленные автобиографические детали, принесло начинающему писателю европейскую известность.




После прочтения этой книги, я несколько дней ходил «загруженный» размышляя и представляя каждую описанную строчку, каждый абзац сюжета, который происходил с главным героем…

Рассказчик ютится в жалкой каморке на чердаке, его посто­янно терзают муки голода. Начи­на­ющий лите­ратор пыта­ется зара­ба­ты­вать, пристра­ивая в газеты свои статьи, заметки, фелье­тоны, но для жизни этого мало, и он впадает в полную нищету. Молодой человек тоск­ливо размыш­ляет о том, как медленно и неуклонно катится под гору. Кажется, един­ственный выход — подыс­кать посто­янный зара­боток, и он прини­ма­ется изучать объяв­ления в газетах о найме на работу. Но для того, чтобы занять место кассира, требу­ется внести залог (в те времена это было обязательно), а денег нет, в пожар­ники же его не берут, поскольку он носит очки.

Герой испы­ты­вает слабость, голо­во­кру­жение, тошноту. Хрони­че­ский голод вызы­вает пере­воз­буж­дение. Он взвинчен, нервозен и раздра­жи­телен. Днём он пред­по­чи­тает прово­дить время в парке — там он обду­мы­вает темы будущих работ, делает наброски. Странные мысли, слова, образы, фанта­сти­че­ские картины проно­сятся в его мозгу.

Он пооче­рёдно отдает в залог все то, что у него имеется, — все хозяй­ственные домашние мелочи, все книги до одной. Когда прово­дятся аукционы, он развле­кает себя тем, что следит, в чьи руки пере­ходят его вещи, и если им доста­ётся хороший хозяин, ощущает удовле­тво­рение.

Тяжёлый затяжной голод вызы­вает неадек­ватное пове­дение героя, часто он посту­пает вопреки житей­ским нормам. Следуя внезап­ному порыву, он отдаёт ростов­щику свой жилет, а деньги вручает нищему калеке, и одинокий, голо­да­ющий продол­жает бродить среди массы сытых людей, остро чувствуя полное прене­бре­жение окру­жа­ющих.

Нечем запла­тить за квар­тиру, нависла опас­ность оказаться на улице. Надо напи­сать статью, на этот раз её обяза­тельно примут — подбад­ри­вает он себя, а получив деньги, можно будет хоть как-то продер­жаться. Но, как назло, работа не двига­ется, нужные слова не приходят на ум. Но вот, наконец найдена удачная фраза, а дальше только успевай запи­сы­вать. Наутро готово пятна­дцать страниц, молодой человек испы­ты­вает свое­об­разную эйфорию — обман­чивый подъем сил. Герой с трепетом ожидает отзыва — что, если статья пока­жется посред­ственной?

Голод стано­вится его вечным спут­ником, физи­че­ские мучения вызы­вают отча­яние, гнев, озлоб­лен­ность. Безуспеш­ными оказы­ва­ются все попытки раздо­быть хоть немного денег. Почти на грани голод­ного обмо­рока герой разду­мы­вает, не зайти ли в булочную и попро­сить хлеба. Потом он выпра­ши­вает у мясника кость, якобы для собаки, и, свернув в глухой пере­улок, пробует глодать её, обли­ваясь слезами. 

Молодой человек размыш­ляет о вопросах морали: сейчас бы он без зазрения совести присвоил поте­рянный школь­ницей на улице кошелёк или подо­брал бы монетку, обро­нённую бедной вдовой, будь она у неё даже един­ственной.
Однажды герой встре­чает в парке двух женщин и увязы­ва­ется вслед за ними, при этом ведёт себя нахально, назой­ливо и довольно глупо. Фантазии по поводу возмож­ного романа, как всегда, заводят его весьма далеко, но, к его удив­лению, история эта имеет продол­жение. Он назы­вает незна­комку Илаяли — бессмыс­ленным, музы­кально звучащим именем, пере­да­ющим её обаяние и зага­доч­ность…

И опять женщина заставляет вращаться мир героя, у которого, казалось бы, дела обстоят хуже некуда…

Теперь его мысли окутаны любовными фантазиями, связанными с возлюбленным образом. Имя Илаяли вы услышите до конца книги еще много раз…

В современном мире мы не ценим имеющиеся ресурсы…

Вспоминаю «картину», когда на парковке «Ашана» средних лет пара, трамбовала огромные переполненный пакеты с продуктами в свой новенький «Шевроле Круз». При этом с недовольным выражением лица, мужчина жаловался жене, что все дорого, и жить стало намного хуже…

Данную книгу настоятельно советую к прочтению. Помимо прочих вещей к осмыслению, хорошо отрезвляет. Заставляет задуматься…

А на сегодня все:) В следующем выпуске мы расскажем вам о других отличных книгах, которые следует прочесть с точки зрения психологии…


(C) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/05/blog-post_22.html