С точки зрения психологии…
Библиотерапия
Библиотерапия
–
одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента,
способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно
воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные
эмоции. Использование чтения книг с лечебной целью началось в России еще в XIX
веке (И. Е. Дядьковский, 1836), но термин вошел в употребление только
в 20-е годы ХХ в. в США. По определению, принятому Ассоциацией больничных
библиотек США, библиотерапия — это «использование специально подобранного
для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и
психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».
Эта методика может
использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Психолог, в зависимости
от цели занятия (консультации, сессии), подбирает художественное произведение,
которое должно соответствовать следующим требованиям:
- Художественное произведение - проверенное временем (общепризнанная классика).
- Герои должны быть духовно близки читателю, он должен им сопереживать.
- Нужно избегать сюжетов, где успех к герою приходит случайно. Только работа надо собой.
- Рекомендуемые писатели (по версии психологов): Л. Толстой, И. Тургенев, А. Пушкин, Ф. Достоевский, В. Короленко, А. Чехов, М. Шолохов, М. Горький, А. Дюма, Э. Золя, О. Бальзак, В. Шекспир, Ч. Диккенс, В. Гюго.
- Не стоит выбирать слишком большое по объему произведение.
- Рекомендуется использовать романы с сатирой и юмором.
Вместе
с книгой клиент получает индивидуальный план чтения. В план входит примерно
семь книг, которые нужно прочесть в течение 3-4 недель. Планируется 7
собеседований, во время которых проводится коррекция понимания читателем
содержания книги, акцентируется только самое важное, актуальное для клиента.
Книга
может даваться клиенту совершенно «чистой», без пометок, а можно в тексте
выделить места, над которыми клиент должен задуматься, уделив им особое
внимание.
После
прочтения книги дается инструкция: «Прочтите и отметьте те места, которые
произвели на вас особое впечатление, вызвали чувства, мысли, воспоминания».
В первую часть
плана рекомендуется включать
литературу, далекую от сути конфликта, однако помогающую настроиться на работу,
заинтересовать клиента.
Вторая часть плана
– основная, чаще всего это 2-3 книги. Все зависит от проблемы и интеллектуальных
способностей клиента.
Третья часть плана
должна закрепить эффект, «легкой» книгой с эффективной моделью поведения
главного героя.
В
ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник, который помогает диагностировать
улучшения его эмоционального состояния и анализирует динамику личностного роста.
Меня часто просят клиенты
рекомендовать им что-нибудь для прочтения, чтобы было не только увлекательно и
интересно, но также поучительно и полезно. Если абстрагироваться от библиотерапии,
то я бы на свой вкус, с прицелом на психологию, порекомендовал вот эти несколько
книг…
Милый
друг (фр. Bel-Ami) —
роман французского писателя Ги де Мопассана (1885).
В данном произведении
мой любимый Мопассан (обожаю его за то, как он умело обличает лицемерие в
обществе), рассказывает об авантюристе, который мечтает сделать блестящую
карьеру. У него нет каких-либо талантов, разве что своей внешностью он может
покорить сердце любой дамы, а совесть прощает ему любую подлость.
Роман «Милый друг» был
написан Мопассаном в 1885 году. В нём французский писатель обратился сразу к
нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения
– попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически
настроенным обществом. Еще он наглядно показал, как работает «социальный лифт», завещая посмертно эффективную модель поведения для
карьериста…
Главный герой, Жорж
Дюруа, сын зажиточных крестьян, содержателей кабачка, по прихоти
природы наделён статной наружностью. Он строен, высок, белокур,
у него чудные усы... Он очень нравится женщинам,
и он в Париже. Но у него в кармане три франка,
а жалованье будет только через два дня. Ему жарко и хочется пива... Дюруа
скитается по Парижу и ждёт случая, который ведь должен же представиться?
Старая добрая римская
поговорка гласит – «Даже из низов можно
подняться до небес», главное построить
правильный «нетворкинг». Завести нужные связи, которые помогут забраться на
самый верх.
И вот, в один
прекрасный момент он встречает Форестье... Они вместе служили в Алжире.
Толстый Форестье
преуспел: он журналист, он состоятельный человек, он благодушен —
угощает старого друга пивом и советует заняться журналистикой.
Он приглашает Жоржа назавтра обедать и даёт ему два луидора (сорок
франков), чтобы тот смог взять напрокат приличный костюм.
С этого все
и началось. У Форестье, оказывается, есть жена Мадлен —
изящная, весьма хорошенькая блондинка с весьма приличными формами. И вот Дюруа
уже на ужине со своим сослуживцем и его красавицей женой, как является
её подруга — жгучая брюнетка г-жа де Марель с маленькой
дочкой. Пожаловал г-н Вальтер, депутат, богач, издатель газеты «Французская
жизнь». Также известный фельетонист и ещё знаменитый поэт...
А Дюруа не умеет обращаться с вилкой и не знает, как
быть с четырьмя бокалами... Но он быстро ориентируется
на местности. И вот — ах, как кстати! — разговор пошёл
об Алжире. Жорж Дюруа вступает в разговор, как в холодную
воду, ему задают вопросы... Он в центре внимания, и дамы
не сводят с него глаз! Сразу видно, высокоранговый мужчина! Тут его
друг Форестье, не упускает момент и просит дорогого патрона Вальтера
взять Жоржа на службу в газету...
В качестве испытания Жоржу
заказаны два очерка об Алжире. И ещё: Жорж приручил Лорину,
маленькую дочку г-жи де Марель. Он поцеловал девочку и покачал
её на колене, и вот уж изумленная мать говорит, что г-н Дюруа
неотразим…
И уже не важно, что
Жорж совершенно не разбирается в журналистике и правильно может лишь написать
слово из трех букв на заборе, он получил самое главное – раппорт
(преимущественно среди женщин, которых по сюжету он потом всех соблазнит и
возьмет в любовницы).
Дюруа проходит сложный
карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного
редактора самой влиятельной парижской газеты «Французская жизнь», зятя
миллионера Вальтера и будущего депутата. Начавший своё восхождение с простого
желания иметь возможность есть каждый день, Дюруа с каждым социальным
достижением не перестаёт обрастать новыми мечтами.
Главным героем всё
время движет одно и то же чувство – соперничество.
Жорж завидует общественному положению Форестье, многомиллионному состоянию
Вальтера, министерскому статусу Ларош-Матье.
В первой части романа
начинающий журналист пытается добиться общественного признания, положения и
богатства собственными силами. При этом он еще мечтает о том, чтобы «сделать
хорошую партию», женившись на женщине – умной, богатой или влиятельной.
Во второй части, сюжет
лихо закручивается, принимая совершенно другие обороты. Поняв, что самому ему
не пробиться, Дюруа начинает ускорять подъем на «лифте», он делает предложение
Мадлен рядом с еще не остывшим телом Форестье; затем соблазняет г-жу Вальтер,
узнав о её чувствах к нему; далее он заручается согласием Сюзанны на брак, будучи
женатым на Мадлен. При этом на протяжении всего повествования Жорж встречается
с Клотильдой де Марель – своей первой великосветской любовницей и, как
выясняется ближе к концу романа, настоящей любовью…
Концовка как всегда у
Мопассана неожиданная и поучительная… Практически с нуля, герой построил
карьеру, взобравшись на самый верх, при это все героини остались (даже жестко
им брошенные) в него влюблены. Хитер подлец! Но мастер! Хоть этот мир и создали
мужчины, но править им всегда будут женщины. Дюруа это прекрасно понимал, чем
собственно без угрызения совести и предрассудков умело пользовался…
Также существует
отличная голливудская экранизация романа с Умой Турман, однозначно смотреть
после прочтения:)
Вторая моя любимая
книга, про которую с точки зрения психологии, я вам сегодня расскажу это –
Мартин Иден.
Роман впервые был
напечатан в журнале «Пасифик Мансли» в 1908—1909 годах и уже в 1909 году
вышел отдельной книгой в издательстве «Макмиллан Компани» (Macmillan Company).
Сюжет такой… Однажды
на пароме Мартин Иден, малограмотный моряк, двадцати лет от роду,
защитил от шайки хулиганов Артура Морза, Артур примерно тех же лет,
что и Мартин, но принадлежит к людям обеспеченным и образованным.
В знак благодарности — и в то же время, желая позабавить
семью эксцентрическим знакомством — Артур приглашает Мартина
на обед. Атмосфера дома — картины на стенах, множество книг,
игра на рояле — восхищает и очаровывает Мартина. Особое
впечатление производит на него миловидная Руфь, сестра Артура. Она
кажется ему воплощением чистоты, духовности, возможно, даже божественности.
Мартин решает стать достойным этой девушки. Он отправляется
в библиотеку, дабы приобщиться к премудрости, доступной Руфи,
Артуру и им подобным (и Руфь, и её брат учатся
в университете и представляют собой светскую элиту).
Все
всегда происходит из-за женщины. Это основной внутренний мотиватор для мужчины,
который заставляет его поднять свою пятую точку и начать действовать, чего-то
достигать. Если бы Иден не встретил Руфь, то так бы и остался моряком,
довольным своей жизнью и положением в обществе. Ну да ладно…
Мартин - натура
одарённая и глубокая. Он с воодушевлением погружается
в изучение литературы, языка, правил стихосложения. Он часто общается
с Руфью, она помогает ему в занятиях. Руфь, девушка с консервативными
и достаточно узкими взглядами, пытается перекроить Мартина
по образцу людей своего круга, но это не сильно ей удается.
Истратив все заработанные в последнем плавании деньги, Мартин вновь
уходит в море, нанявшись матросом. За долгие восемь месяцев плавания
Мартин «обогатил свой словарь и умственный багаж, лучше узнал самого себя».
Он чувствует в себе огромные силы и вдруг осознает, что хочет
стать писателем, — прежде всего, чтобы Руфь могла любоваться вместе
с ним красотой мира.
Девушка считает, что
Мартину необходимо учиться, и он сдаёт экзамены в среднюю
школу, но с треском проваливается по всем предметам, кроме
грамматики. Мартина неудача не сильно обескураживает, но Руфь
огорчена. Ни одно из разосланных в журналы и газеты произведений
Мартина не опубликовано, все возвращаются по почте без всяких
объяснений. Мартин решает: дело в том, что они написаны от руки.
Он берет напрокат пишущую машинку и учится печатать. Мартин работает
все время, чтобы достичь поставленной для себя цели.
Однако деньги Мартина
иссякают, он закладывает пальто, затем часы, затем велосипед.
Он голодает, питаясь одной картошкой да изредка обедая у сестры
или у Руфи. Вдруг — почти неожиданно Мартину приходит письмо
из одного толстого журнала. Журнал хочет опубликовать его рукопись,
но собирается заплатить всего пять долларов, хотя, по самым
скромным подсчётам, должен был бы заплатить сто. От огорчения ослабевший
Мартин заболевает тяжёлым гриппом. И тут колесо фортуны поворачивается —
один за другим начинают приходить чеки из журналов.
После двухсот страниц
перипетий, Мартин становится, наконец,
знаменитым, но все это глубоко ему безразлично. Он получает приглашения
от тех людей, которые раньше высмеивали его и считали бездельником,
и иногда даже принимает их. Его утешает мысль поехать на Маркизские
острова и жить там, в тростниковой хижине. Он щедро раздаёт
деньги своим родным и людям, с которыми связала его судьба,
но уже ничто не может тронуть его. Ни искренняя горячая любовь
молоденькой работницы Лиззи Конолли, ни неожиданный приход к нему
Руфи, теперь готовой пренебречь гласом молвы и остаться
у Мартина. Все в этом мире тленно…
В данном романе Джек
Лондон использовал безотказную технологию при написании книги, он смешал
придуманный сюжет со своей реальной историей. Можно сказать, что получился
почти автобиографический роман. Быть может, поэтому так «цепляет» сюжет, и
читатель сопереживает герою до последней страницы.
В
чем суть? Молодой парень, встретив девушку, решает для себя, что приложит всевозможные усилия
(ресурсы) чтобы быть с ней рядом, несмотря на безденежье и социальный разрыв.
Он много читает, самосовершенствуется, общается с умными людьми и медленно, но
верно двигается к своей цели, попутно переосмысливая свои старые убеждения и
ценности. В итоге Мартин становится известным, высокооплачиваемым и уважаемым
писателем, он попадает в светское общество, собственно как и хотел, однако
достигнув цели и определенного уровня пресыщения, он устает от всего и теряет
интерес к окружению. Пожалуй, ему бы не
помешало записаться на прием к Виктору Франклу, однако в те годы знаменитый австрийский психиатр еще ходил под
стол пешком и логотерапии не было в
помине:) Чрезмерный мыслительный процесс всегда вредит вашему ментальному
здоровью…
Вы еще здесь? Не спешите сломя
голову бежать за книгой, в завершении я расскажу еще об одной увлекательной и
поучительной истории…
Голод (норв. Sult) —
первый роман норвежского писателя Кнута Гамсуна, полное издание
которого появилось в 1890 году. Это небольшое произведение, включающее
многочисленные автобиографические детали, принесло начинающему
писателю европейскую известность.
После прочтения этой
книги, я несколько дней ходил «загруженный» размышляя и представляя каждую
описанную строчку, каждый абзац сюжета, который происходил с главным героем…
Рассказчик ютится
в жалкой каморке на чердаке, его постоянно терзают муки голода. Начинающий
литератор пытается зарабатывать, пристраивая в газеты свои статьи,
заметки, фельетоны, но для жизни этого мало, и он впадает
в полную нищету. Молодой человек тоскливо размышляет о том,
как медленно и неуклонно катится под гору. Кажется, единственный
выход — подыскать постоянный заработок, и он принимается
изучать объявления в газетах о найме на работу. Но для
того, чтобы занять место кассира, требуется внести залог (в те времена это
было обязательно), а денег нет, в пожарники же его
не берут, поскольку он носит очки.
Герой испытывает
слабость, головокружение, тошноту. Хронический голод вызывает перевозбуждение.
Он взвинчен, нервозен и раздражителен. Днём он предпочитает
проводить время в парке — там он обдумывает темы будущих
работ, делает наброски. Странные мысли, слова, образы, фантастические
картины проносятся в его мозгу.
Он поочерёдно
отдает в залог все то, что у него имеется, — все хозяйственные
домашние мелочи, все книги до одной. Когда проводятся аукционы,
он развлекает себя тем, что следит, в чьи руки переходят его вещи,
и если им достаётся хороший хозяин, ощущает удовлетворение.
Тяжёлый затяжной голод
вызывает неадекватное поведение героя, часто он поступает вопреки
житейским нормам. Следуя внезапному порыву, он отдаёт ростовщику свой
жилет, а деньги вручает нищему калеке, и одинокий, голодающий
продолжает бродить среди массы сытых людей, остро чувствуя полное пренебрежение
окружающих.
Нечем заплатить
за квартиру, нависла опасность оказаться на улице. Надо написать
статью, на этот раз её обязательно примут — подбадривает
он себя, а получив деньги, можно будет хоть как-то продержаться. Но,
как назло, работа не двигается, нужные слова не приходят на ум.
Но вот, наконец найдена удачная фраза, а дальше только успевай записывать.
Наутро готово пятнадцать страниц, молодой человек испытывает своеобразную
эйфорию — обманчивый подъем сил. Герой с трепетом ожидает
отзыва — что, если статья покажется посредственной?
Голод становится его вечным
спутником, физические мучения вызывают отчаяние, гнев, озлобленность.
Безуспешными оказываются все попытки раздобыть хоть немного денег. Почти
на грани голодного обморока герой раздумывает, не зайти ли
в булочную и попросить хлеба. Потом он выпрашивает
у мясника кость, якобы для собаки, и, свернув в глухой переулок,
пробует глодать её, обливаясь слезами.
Молодой человек размышляет
о вопросах морали: сейчас бы он без зазрения совести присвоил
потерянный школьницей на улице кошелёк или подобрал бы монетку,
обронённую бедной вдовой, будь она у неё даже единственной.
Однажды герой встречает
в парке двух женщин и увязывается вслед за ними, при этом
ведёт себя нахально, назойливо и довольно глупо. Фантазии по поводу
возможного романа, как всегда, заводят его весьма далеко, но, к его удивлению,
история эта имеет продолжение. Он называет незнакомку Илаяли —
бессмысленным, музыкально звучащим именем, передающим её обаяние
и загадочность…
И опять женщина
заставляет вращаться мир героя, у которого, казалось бы, дела обстоят хуже
некуда…
Теперь его мысли
окутаны любовными фантазиями, связанными с возлюбленным образом. Имя Илаяли вы
услышите до конца книги еще много раз…
В современном мире мы не
ценим имеющиеся ресурсы…
Вспоминаю «картину»,
когда на парковке «Ашана» средних лет пара, трамбовала огромные переполненный
пакеты с продуктами в свой новенький «Шевроле Круз». При этом с недовольным
выражением лица, мужчина жаловался жене, что все дорого, и жить стало намного хуже…
Данную книгу
настоятельно советую к прочтению. Помимо прочих вещей к осмыслению, хорошо отрезвляет.
Заставляет задуматься…
А на сегодня все:) В
следующем выпуске мы расскажем вам о других отличных книгах, которые следует прочесть
с точки зрения психологии…
(C) Ссылка для публикаций - http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/05/blog-post_22.html