Рефрейминг
Рефрейминг (англ. frame-рамка) —
термин, который широко использует НЛП для описания используемых им
процедур переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления,
поведения с целью избавления от неудачных (возможно даже патогенных) психических шаблонов.
Технология Рефрейминга
была разработана Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в
начале 80-х годов ХХ века в результате их тщательного и систематического
наблюдения за работой Милтона Эриксона и других психотерапевтов.
НЛПеры описывают
рефрейминг как принцип, что «в любой ситуации есть позитивный ресурс», только
его нужно увидеть и постараться использовать. Рефрейминг, по их мнению, это
изменение точки зрения на определенную ситуацию.
Рефрейминг - это … Ну
как в знаменитой рекламе, стакан наполовину пуст или наполовину полон, смотря
как на это посмотреть, под каким углом. Для положительного (позитивного)
восприятия нужно лишь правильно сместить акценты. То есть, рефрейминг – другое
(иное) значение.
Лучше всего суть этой
техники отражает поговорка «нет худа без добра». Когда мы приписываем ситуации
другое значение, мы не изменяем саму ситуацию.
«Энурез
прошел? Нет, но теперь я им горжусь! — это классика рефрейминга».
В простейшем варианте,
чтобы придать другое значение мы используем два приема:
— изменение смысла,
— изменение контекста.
При изменении смысла мы говорим: «Да,
ситуация именно такова, и она означает совсем не то, что ты думаешь. В ней явно видны вот такие положительные
стороны». И обосновываем сказанное. Резюмируя: «Да, все так, и это хорошо,
потому что…»
При изменении контекста мы и вовсе
соглашаемся, что здесь и сейчас все не совсем гладко, но вот в других
обстоятельствах то же самое было бы очень кстати. «Да, ты не стал рисковать, и
случись тебе работать с крупными суммами денег, это бы тебя сберегло от
неприятностей».
Это своего рода фокус,
отвлечение: ведь в нынешнем, реальном контексте ничего не меняется. Но —
помогает людям иначе отнестись к своим неприятностям в более широкой
перспективе.
Обычно эта техника используется,
чтобы улучшить отношение к чему-то или кому-то.
Ну, или например вот так:
Данная техника является
очень мощным инструментов в правильных (прямых) руках. Ее широко используют не
только психологи, но и, например рекламщики. В PR сфере
данная техника занимает важную позицию при позиционировании товара, события,
клиента. Рефреймирование очень интересный процесс. Оно позволяет доказать, что
черное – это белое, а белое черное. Собственно и журналисты любят эту технику,
потому что произошедшее событие можно преподать как угодно редактору. Ловкость
рук так сказать…
«Какой ты лохматый! –
Это модный стиль такой, гранж», «Маленькая, зато аккуратная и своя», «Не худой,
а поджарый», «Мало платят, зато работа интересная», «У вас еще все хорошо, вы
легко отделались, с аналогичным диагнозом вообще не живут»…